Напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. (Библия, 2-е послание Тимофею, 2:14).
Общественная, политическая и деловая жизнь России демонстрирует нам многочисленные примеры некорректных, конфронтационных речевых актов. Неумение и нежелание вести конструктивный диалог нередко приводит к размежеванию тех сил, которые должны объединяться, становиться единомышленниками. Энергия зачастую тратится не на решение проблем, вокруг которых вспыхивают споры оппонентов, а на уничтожение самих конкурентов. Вектор силы становится полярно противоположным, что приводит к самоуничтожению сторон. К сожалению, подобная тенденция не обошла стороной религиозные круги. Борьба «с ветреными мельницами» за истинность идеалов, деление мирового «пирога» на канонические территории, «погоня за призраком» прозелитизма, притязания на истину последней инстанции – вот далеко не полный перечень инструментов современного религиозного межконфесионнального общения.
Современный христианский мир в России настолько нестабилен, что достаточно вялой реплики в сторону верующего другой деноминации чтобы разразилась пусть не полномасштабная, но война. Повышенная экзальтация и полное отсутствие толерантности в общении православных, католиков и протестантов (и даже внутри этих конфессий) способно серьезно подорвать авторитет христианства в социуме, что неизбежно приведет к популяризации других религиозных движений, таких как, например - ислам. Правдивость таких заявлений можно легко проверить, пронаблюдав за последними событиями в Европе. Решение этой проблемы одно – возвращение христианства к истокам учения Иисуса Христа, оставляя личную выгоду ради достижения целей поставленной перед Церковью Богом. Христианам нужно научиться общаться.
Основной причиной появления деструктивных элементов в процессе общения, является отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг с другом. Такая ситуация в известной мере является следствием тоталитарного режима в нашей общей прошлой стране. Никто не учил нас цивилизованно общаться, классическое риторическое образование отсутствовало, за то действовали ленинские установки деления оппонентов на «своих» и «чужих». «Своих» надо учить, убеждать и переубеждать, а «чужих» – разоблачать и уничтожать, вести с ними «истребительную» войну, писать и говорить о них таким языком, чтобы вызвать к ним «ненависть, отвращение, презрение». Эта установка сама по себе исключает возможность правоты оппонента и осознания собственных заблуждения.
Рудименты ленинских традиций ведения диалога нередко присутствуют в современной практике речевого общения. Например, многим памятна телевизионная встреча В. Жириновского и Б. Немцова, которая закончилась оскорблениями оппонентами друг друга и обливанием соком из стаканов. Трудно забыть вызывающие чувство отвращения грубые перепалки и «рукопашные бои» депутатов Государственной Думы или Верховной Рады, которые были показаны всей России и Украине по ЦТ. С подобными «беседами» приходится часто сталкиваться и в ситуациях религиозного общения, когда руководители различных деноминаций дают волю своим эмоциям и устраивают публичный «разнос» представителям другой христианской деноминации, уча их правильно славить или верить в Бога. Примечательна фраза, произнесенная студентом одного из вузов после проведения семинарского занятия: «Не надо больше дискуссий, а то мы все переругаемся и перессоримся». И здесь нетерпимость к чужому мнению взяла верх над здравым смыслом и стремлением найти истину. Отношения, основанные на враждебности, агрессивности и конкуренции никогда не декларировались Библией и являются чуждыми христианству. Научимся ли мы когда-нибудь общаться?
В психологии существует понятие – экстернальный локус контроля. Это качество человека, характеризующее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам. Экстернальный локус контроля свидетельствует о склонности приписывать причины неудач внешним факторам (обстоятельствам, случайностям, проискам отдельных лиц, преднамеренным действиям противника и т.п.).
Основным признаком экстернального локуса контроля является снижение личной ответственности индивида за свои слова, дела и поступки. Это приводит к безответственным заявлениям и обещаниям, использованию заведомо ложной и непроверенной информации, применению недоказанных аргументов, частыми ссылками на авторитеты, обильному цитированию, стремлению не убедить оппонента, а навязать ему свое мнение. Желая защитить себя и свою позицию, человек с экстернальным локусом контроля чаще всего высказывает свои обиды, возмущение действиями кого-либо, прибегает к непозволительным приемам и уловкам, прямым оскорблениям противника, тем самым заранее проигрывает диспут.
Для конструктивного обсуждения вопросов, касающихся религии экстернальный локус контроля не является рациональным. Он препятствует поиску истины, нахождению оптимальных путей выхода из сложившейся ситуации, ведет к появлению деструктивных элементов в диалоге и заранее нацелен на поражение в дискуссии.
Наиболее продуктивной базой формирования позитивных нравственных установок для осуществления эффективной речевой коммуникации является новая этическая парадигма, складывающаяся в наше время, - этика ненасилия, или если хотите, сопротивление насилию ненасильственными методами. Это наиболее прогрессивная парадигма, именно ее предлагают современные имиджмекеры политикам. Новая парадигма сегодня приносит больше конструктивизма, чем старая, а значит за ней будущее. Тот, кто овладеет ею, будет принят обществом и сможет в ближайшем будущем диктовать условия развития христианства в России и на Украине.
В принципе нет ничего нового под солнцем. Уж, сильно эта парадигма похожа на библейскую.
Все что нужно христианам так это научиться общаться по-библейски. И тогда мы добьемся действенного единства между христианами.
Прочитано 7741 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 4,25
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
"общаться по-библейски" пару примеров:
"...Негодных же и бабьих басен отвращайся..." 1тим.4; "...братия, приложил я к себе ... ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано..." 1кор.4
Наталья Незнакомкина
2007-08-30 14:42:58
Умница! Совершенно верно и очень актуально! Да, из-за этого уже было потеряно немало душ. Людям нужно слышать об Иисусе, а не о том, какие "мы хорошие" и "они плохие". Очень мудро кто-то сказал: "В главном должно быть единство, во второстепенном--терпимость и во всем--любовь". Я считаю, что пограничные темы лучше в межконфессиональных дискуссиях не затрагивать, если есть риск конфликта. Если хотите, найдите мою (Натальи Незнакомкиной)первую сборку "Христианские стихи". Там среди прочих есть стих на эту тему. По-моему, он называется "Без названия". Может, Вам пригодится. Будьте благословенны, счастья Вам. С Богом!
Наталья Незнакомкина
2007-09-03 19:17:56
И еще хочу дополнить. Я предлагаю писать проще. Не все, например, знают, что такое парадигма.
Сергей
2008-04-23 11:15:07
ПАРАД˜ИГМА, ы, ж. [нем. Paradigma, фр. paradigme < греч. paradeigma пример, образец].
1. лингв. Система форм одного слова. (Парадигма склонения существительных). Глагольная парадигма.
2. филос. Система представлений, основных концептуальных установок и т. п., характерная для определенного этапа развития науки, культуры, цивилизации в целом.
(Энциклопедия Кирилла и Мефодия)
В частности, Христианской парадигмой должно стать соблюдение Слова:
- Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
Пример тому, отношение Авраама к своему родственнику:
- И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники...
----------------
Быт.13:8; Прит.15:18
Ирина
2008-05-10 07:11:19
Позволю себе одно замечание. Экстернальный или интернальный локус контроля не может быть рациональным или ирроциональным. Он вообще не является следствием волевого усилия, выбора или решения человека. Т.е. так не бывает что человек решил: а включу ка я сейчас такой-то локус контроля. Свой локус контроля, как и свой темперамент нужно просто знать и учитывать в различных обстоятельствах.
Я, кстати, не понимаю этого термина - межконфессиональное общение, по моему общение всегда межличностное и характер любого диалога, будет таковым, каковы люди, которые вступили в это общение. Видимо, о межконфессиональном общении судят по диалогам и дискуссиям между лидерами различных конфессий . Как я поняла из этой статьи, этот диалог не очень то симпатично выглядит. Но сама я имела возможность не раз общаться с простыми представителями других форм христианства (было ли это межконфессиональное общение?) и мы общались радостно и легко. Может потому, что вступали в общение ради общения, а не ради очередной демонстрации своей риторической силы или утверждения богословских или иных каких позиций или, что еще хуже, для защиты Истины.
Общайтесь дорогие друзья, как написано: Рим.12:10 будьте братолюбивы
друг к другу с нежностью; в
почтительности друг друга
предупреждайте;
Иак.1:19 Итак, братия мои
возлюбленные, всякий человек да
будет скор на слышание, медлен на
слова, медлен на гнев,
Благословений всем!
Ceва
2011-09-05 08:00:27
Чем больше переиначенных иностранныъ слов — тем более видна неуверенность. Какой смысл в напыщенных речах ?
Тайна пресуществления - Николай Погребняк В статье речь идёт о Церковных таинствах, в первую очередь, о таинстве пресуществления. Споры и разногласия между верующими разных деноминаций чаще всего происходят из-за того, что они не знают учение друг друга.
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.